Назад

Аутизм и детская шизофрения. Вопросы диагностики

Автор статьи:
Коркина В.А., врач-психиатр, клинический ординатор кафедры психиатрии и наркологии ФГБОУ ВО ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова

В статье рассматривается дифференциальная диагностика таких заболеваний, как детский аутизм и детская шизофрения. Излагаются современные взгляды на этиологию, патогенез детской шизофрении. Обсуждаются возможности полноценной социальной адаптации для детей, страдающих шизофренией, а также возможности медикаментозной коррекции.

Учитывая рост распространенности расстройств аутистического спектра у детей, роль их верификации весьма актуальна. Диагностика аутистических расстройств у детей требует мультидисциплинарного подхода, построенного на взаимодействии клинических и параклинических методов, среди которых важнейшее значение имеют методы комплексной психологической диагностики.

Мультидисциплинарный подход и привлечение дополнительных методов комплексной психологической диагностики к базисным психопатологическим, внесет весомый вклад в решение вопросов ранней диагностики, уточнения патогенеза, проведение дифференциального диагноза с таким заболеванием, как детская шизофрения.

Остановимся на современных взглядах понятия детской шизофрении, дифференциальной диагностики детского аутизма и детской шизофрении.

Шизофрения (от греч. schizo – расщепляю и phren – ум, разум) (термин Э. Блейлера, 1911) [5] – психическое расстройство, протекающее с быстро или медленно развивающимися изменениями личности особого типа, такими как снижение энергетического потенциала, прогрессирующая интравертированность, эмоциональное оскудение, утрата единства психических процессов и т.п.

Развитие такого личностного дефицита тесно сопряжено с так называемыми продуктивными симптомами и синдромами – неврозо- и психопатоподобными, аффективными, галлюцинаторными, кататоническими, а также онейроидным помрачнением сознания. Развитие болезни без соответствующего лечения, особенно её выраженных форм, приводит к искажению или утрате прежних социальных связей, снижению психической активности, резкому нарушению поведения, особенно при обострении бреда, галлюцинаций и других продуктивных расстройств. [3]

Стоит учитывать, что и при детском аутизме, и при ранней детской шизофрении отмечаются одни и те же расстройства: наряду с выраженной интровертированностью наблюдаются аффективные расстройства, сверхценные увлечения, необычные влечения и страхи, патологические фантазии. [1]

Современные взгляды на причины шизофрении базируются на модели предрасположенности и стресса, в которой подчёркивается роль взаимодействия между предрасположенностью, стрессовыми и защитными факторами в процессе развития.

К факторам предрасположенности относятся: генетический риск, поражения центральной нервной системы, отсутствие условий, необходимых для обучения, патологические формы семейных отношений. К стрессорам относятся события, увеличивающие вероятность шизофренических эпизодов, в частности события, способные повлиять на всю дальнейшую жизнь ребёнка, например, смерть близкого родственника; либо источники хронического стресса – такие, как грубое обращение с ребёнком в семье.

Шизофрения может проявиться в любом возрасте. Однако чаще всего диагноз ставится молодым. Шизофрения чрезвычайно редко встречается среди детей в возрасте до 12 лет, возрастает в подростковом возрасте и имеет критический период наступления между 20-25 годами. У мальчиков шизофрения наступает в более раннем возрасте (2-4 года) и встречается в два раза чаще, чем у девочек. Однако данные половые различия исчезают в подростковом возрасте.

В течение довольно длительного времени термином «детская шизофрения» обозначали разнообразные расстройства, не имеющие между собой ничего общего, кроме тяжёлого и хронического проявления симптомов в раннем детстве. Шизофрениками нередко называли детей, имеющих пограничные симптомы, или вовсе не имеющих психотических симптомов, у которых, по современным стандартам, следовало бы диагностировать аутизм или другие нарушения развития.

Результаты современных исследований показывают, что детскую шизофрению от аутизма отличает ряд факторов:

• появление проблем в более позднем возрасте;

• менее серьёзное нарушение интеллектуального развития;

• менее серьёзное нарушение социального взаимодействия и развития речи;

• появление галлюцинаций и бреда по мере взросления;

• наличие периодов ремиссий и рецидивов.

Начальные стадии шизофрении могут проявляться в том, что ребёнок испытывает проблемы, связанные с концентрацией внимания, нарушением сна, учёбой, а также начинает избегать общения. При детской шизофрении возможны также галлюцинации, паранойя и бред. Наиболее распространённым симптомом, наблюдающимся у детей, страдающих шизофренией, являются слуховые галлюцинации, которые наблюдаются примерно в 80% случаев при наступлении болезни до 11 лет.

У 40-60% детей, страдающих шизофренией, возникают также зрительные галлюцинации, бред и расстройства мышления. В течение психотических фаз болезни дети, страдающие шизофренией, могут утверждать, что они обладают сверхчеловеческими способностями, или какие-то люди постоянно следят за ними. Во время психотического приступа поведение больного может стать непредсказуемым, он может проявлять склонность к агрессии, аутоагрессии. У детей, страдающих шизофренией, часто наблюдаются такие симптомы, как депрессия, поведенческие проблемы и суицидальные наклонности.

При диагностике необходимо учитывать, что шизофрения может проявляться по-разному в зависимости от возраста. Бред, галлюцинации и нарушение логического мышления встречаются крайне редко и с трудом поддаются диагностике в возрасте до семи лет. Если они всё же наблюдаются, то могут иметь менее сложную, чем в зрелом возрасте структуру и содержать детскую тематику. Иногда сложно провести границу между такими патологическими симптомами, как бред и обычные фантазии, вызванные игрой воображения и характерные для многих маленьких детей. Необходимо также учитывать, что, в отличие от взрослых, маленькие дети могут не испытывать дискомфорта и не ощущать дезорганизующего характера проявляющихся у них психотических симптомов. Поэтому при проявлении таких симптомов на ранних стадиях развития дети могут не отличать их от своих нормальных переживаний.

Пациентам с диагнозом «шизофрения» обычно назначают антипсихотические препараты (нейролептиков). Антипсихотическое действие проявляется не сразу, но, как правило, через несколько дней или недель симптомы заболевания (возбуждение, странные ассоциации, голоса) ослабевают.

Медикаменты могут помочь контролировать психотические симптомы у детей, страдающих шизофренией, но необходимость психосоциальных методов лечения, включающих тренинг социальных навыков, работу с семьёй и помещение больных в специальные школы, также получила широкое признание в практике. Результаты современных исследований показывают, что многие люди с диагнозом «шизофрения» могут жить продуктивной, полной жизнью. Вне зависимости от того, наблюдаются психотические симптомы или нет, люди обычно способны жить с этими симптомами насыщенной жизнью, работать, завязывать отношения, реализовывать себя в различных сферах.

Очевидно, что здесь дифференциальная диагностика чрезвычайно затруднена и должна быть основана преимущественно на особенностях динамики психопатологической симптоматики. Главным диагностическим критерием при невозможности выявить начало заболевания, является признак развития с углублением и сменой симптоматики, а также нарастанием изменений личности. При раннем детском аутизме, в отличие от ранней детской шизофрении, клиническая картина оказывается более однообразной и стабильной, ограничиваясь многие годы одними и теми же расстройствами и не усложняясь за счет присоединения симптомов другого регистра.

Разграничение раннего детского аутизма и ранней детской шизофрении не столько имеет академический интерес, сколько играет принципиальную роль в отношении терапевтической позиции врача-психиатра. Если ранняя детская шизофрения – болезнь, то ее, как и всякую другую болезнь, надо лечить и лечить своевременно. При этом, правильное лечение больных шизофренией детей не только ослабляет симптоматику и создает условия для коррекционной помощи и улучшения адаптации больного ребенка, но и снижает выраженность процессуального личностного дефекта. Имея документальное подтверждение диагноза детского аутизма, родители больного шизофренией, активно поддерживаемые специалистами немедицинского профиля, часто отказываются от лечения ребенка, блуждая в поисках других методов терапии (диет, ноотропов, биодобавок и т. п.). Наконец, когда все же они просят начать лечение, иногда бывает уже поздно, когда период активного течения болезни окончен и остается только специфический личностный дефект.

Список использованной литературы:

  1. Симашкова Н.В., Коваль-Зайцев А.А. Мультидисциплинарные клинико-психологические аспекты диагностики детского аутизма и детской шизофрении. Психическое здоровье детей страны – будущее здоровье нации: сборник материалов Всероссийской конференции по детской психиатрии и наркологии (Ярославль, 4-6 октября 2016 г.) // Под ред. Е.В. Макушкина. – М.: ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, 2016. – с. 351-359.
  2. Иовчук Н.М., Северный А.А. Современные проблемы диагностики аутизма. // Электронный журнал “Психологическая наука и образование”, 2013: 5, с. 91-95.
  3. Керре Н.О. Детская шизофрения. // Педагогика и психология, 2012: 3, с. 374-377.
  4. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. // Л., 1985.
  5. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. // М: Медицина, 1995.